Жертвоприношения и обряды: зачем на Руси в центре дома сажали дерево
Содержание:
Жизнь русского человека невозможно представить без бревенчатых построек. Древние города с храмами и часовнями, мостами и изгородями окружались крепостными стенами с неприступными сторожевыми башнями. И все эти многочисленные постройки возводились из древесины русскими плотниками-самоучками. Ими построено немало бревенчатых домов и церквей, многие из которых пережили войны и хорошо сохранились до нашего времени.
Народ в Древней Руси имел множество традиций, связанных с домом, семейными отношениями, ведением хозяйства, религиозными праздниками и народными обрядами. Исторически сложилось так, что постройка дома считалась созидательным актом. Народ верил, что плотники наделены сверхъестественной силой, причастны к чему-то сакральному и владеют особыми знаниями об устройстве внешнего мира. Именно поэтому, процесс постройки дома всегда сопровождался определенными ритуалами.
Что предшествовало строительству дома?
Как свидетельствуют древние рукописи, до начала строительства определяли ритуальный центр. Он располагался в точке пересечения диагоналей сруба или в переднем, или как еще называли, красном углу. Именно в этом месте сажали молодой саженец березки, дубка, кедра, рябины или ели. Иногда вместо небольшого деревца размещался крест, изготовленный плотником. Он оставался стоять, пока не окончатся строительные работы. На саженце или кресте в обязательном порядке закреплялась икона.
Дело в том, что люди ассоциировали крест или молодой саженец с мировым древом, символизирующим высшую силу или определенный миропорядок. Благодаря этому промежуточному звену устанавливался своеобразной контакт между срубом будущего дома и высшими силами, а сам процесс постройки дома приобретал сакральный смысл.
О таинстве жертвоприношения
В месте, где располагалось мировое древо, закладывали так называемую строительную жертву. Этот обряд имеет древние корни и тесно связан с мифологией. Считалось, что жертвоприношение способно задобрить высшие силы и обеспечить их покровительство. Русская изба, в которой должно была жить не одно поколение людей, нуждалась в такой защите.
Исторические документы подтверждают, что на раннем историческом этапе славяне не брезговали человеческими жертвоприношениями при закладке домов. Спустя время начали использовать мелких птиц — петухов, гусей, кур. Порой использовали и крупный скот, в основном коней.
В одном из христианских номоканонов сказано, что за укладку человеческого тела в фундамент дома полагается двенадцатилетнее церковное покаяние или три сотни поклонов. Рекомендовалось закладывать в фундаментную основу кабанов, бычков или козлов.
Спустя столетия жертвоприношение стало бескровным. Для связи с высшими силами использовались другие символы. Духов пытались задобрить шерстью, зерном и деньгами, которые ассоциировались с богатством, плодородием и достатком. Ведь эти три жертвенных символа символизировали животный мир, растительную среду и человеческое общество.
Обряды при укладке матицы
Кульминационным моментом строительства являлась укладка бруса, поддерживающего потолок, его также называли матицей. Выполнялся определенный ритуал для обеспечения тепла и достатка в избе. Одному из плотников поручалось обойти самый верхний брус, раскидывая в стороны хмель и крошки хлеба. В это время хозяин дома с семьей предавались молитве.
К матице с помощью лыка подвязывали шубу из овчины. Карманы были наполнены хлебом, солью, кусками мяса. Не забывали также и о вине. После перерубания лыка, шубу подхватывали, выпивали вино и поедали разложенное в карманах угощение. К матице также могли привязывать хлебный каравай или пирог. После того, как матица была установлена, а угощение съедено, предавались гуляниям. Только спустя день можно было продолжать строительство.
Ритуалы при прорубании оконных и дверных проемов
Процесс вырубки проемов для окон и дверей сопровождался многократным повторением заговора: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови». Затем над проемом вырубали крест. Аналогичные обряды проводились во время установки притолоки и подоконников для защиты жилья от злых духов и недоброжелательных людей.
Празднование укладки крыши
Древние славяне считали небо своеобразной крышей земли, символизирующей упорядоченность, гармонию и законченность. Изба также становилось жилой и безопасной только после укладки крыши. После окончания работ обильно угощали плотников. Такой торжественный обед называли «замочкой» крыши. За общим столом вместе с плотниками собирались хозяева, их родственники и лакомились нехитрыми блюдами.
После окончания строительства ритуальное дерево или крест забирали. Однако на протяжении определенного времени изба должна была оставаться незаконченной, чтобы никто не умер из членов семьи.
Для этого оставляли небеленый кусочек стены возле иконостаса или не закрывали кусок крыши в сенях, чтобы «всякие беды покидали дом через это место».