Архитектурное разочарование: павильон Серпентайн разочаровал критиков

Всемирно известные архитекторы на международных форумах и конференциях регулярно презентуют свои проекты, удивляющие публику смелостью и нетрадиционностью архитектурных решений. Одной из площадок для реализации замыслов архитектурных студий являются Кенсингтонские сады Лондона. С 2000 года сложилась традиция, согласно которой ведущим архитекторам предоставляется право построить временный павильон галереи Серпентайн в великобританской столице.

В течение последних девятнадцати лет территория Кенсингтонских садов зарекомендовала себя в качестве своеобразной выставочной площадки. Возведение павильона Serpentine является большой честью для архитекторов. На протяжении прошлых лет экспонировались работы известных в архитектурной среде личностей — Оскара Нимейера, Фрэнка Гери, Рема Колхаса, Захи Хадид и Фриды Эскобедо. В этом году специальная комиссия предоставила право построить павильон молодому японскому архитектору — Дзюнья Исигами, который является основателем мастерской Junya Ishigami + Associates.

Исигами не новичок на архитектурном подиуме. Под его руководством уже выполнялись технически сложные архитектурные работы. Проектное бюро на протяжении 15 лет профессионально занимается созданием различных объектов. Среди известных работ проекты для Венецианских архитектурных форумов, отмеченные международными премиями.

Однако последняя работа начинающей архитектурной «звезды» довольно сильно разочаровала критиков. После представления 21 июня 2019 года японским архитектором очередного проекта разрядился настоящий скандал. Ежегодная временная постройка, презентованная широкой публике, вызвала резонанс среди критиков и сильно огорчила поклонников Дзюнья Исигами. Архитектор возвел необычный павильон, имеющий сходство со скалистым холмом. По замыслам Исигами особенностью павильона должна была стать криволинейная форма сланцевой крыши, опирающейся на тонкие белые опоры.

Как бы вырастающий из-под земли сланцевый навес формирует приземистую пещеру. Исигами пытался достичь гармонии между природным ландшафтом и искусственной структурой. Однако в процессе возведения павильона пришлось внести в конструкцию ряд корректив, связанных с особенностью британских строительных правил. Большинство изменений было связано с соблюдением правил безопасности.

В результате, построенный павильон имеет ряд отличий от проектной документации — увеличилось количество опорных элементов и пришлось оградить участки крыши, расположенные близко к поверхности земли специальной защитной конструкцией. Кроме того, появилась дополнительная стена из пластика, защищающая от порывов ветра. Незапланированная проектом стена перегородила также пространство под павильоном и нарушила весь первоначальный замысел.

Автор павильона был глубоко разочарован. Исигами думал, что дети смогут забираться на крышу и наслаждаться простором, однако британские правила безопасности это запрещают. Кроме того, по словам представителей строительной фирмы, занимающейся реализацией проекта, строители были ограничены во времени и не смогли воплотить в жизнь все моменты, задуманные автором.

Критики не замедлили с бурной и нелицеприятной оценкой. Они подвергли сомнению не только архитектурную концепцию объекта, но и нелестно отозвались о дизайне в целом. Одни сравнивали внешний вид павильона с Годзиллой, восставшим из глубин. По словам критиков, это мрачное сооружение имеет схожесть со скоплением абстрактного вещества, нависающего над парковой зоной. Другие обратили внимание на небольшой диаметр колонн, издали напоминающих зубочистки.

Третьих вывела из равновесия чешуйчатая кровля, из-за которой весь объект имеет схожесть с рептилией.

Дзюнья Исигами, говоря о своем павильоне, видел в его внешнем виде аналогию с огромной черной птицей, парящей в дождливом небе британской столицы. Вместе с тем, один из «едких» критиков в своей статье сравнил павильон с угрюмой вороной. Некоторым экспертам не понравилась каменная крыша, хотя она и является характерной чертой японской архитектуры. Они сравнивали перекрытие павильона с окаменелой кучей грязи.

В общем, эстетическим и конструктивным аспектам проекта достаточно сильно досталось. Насколько безопасна такая массивная конструкция, решать профессиональным экспертам по строительной безопасности — ведь на крышу павильона уложена 61 тонна сланцевого камня. А возводимые в Кенсингтонских садах павильоны используются в качестве кафе или же для торжественных событий, дискуссий и концертов.

Вместе с тем, несмотря на бурную реакцию, Исигами сохраняет оптимизм. Он считает свой проект павильона удачным и безопасным. Увидеть своими глазами павильон Serpentine можно будет до 6 октября, после чего он будет демонтирован.

Ландшафтник