«Мужицкие» здания: Брутализм — что это такое и зачем он возвращается?

Говорят, что тенденции повторяются, и старое снова становится новым. Это точно относится к моде, музыке и искусству. В случае с архитектурой, не существует такого архитектурного стиля, который лучше бы проиллюстрировал этот принцип, чем брутализм. С середины 20-го века, этот стиль стал стремительно популярным, в середине 1970-х достиг своего пика, после чего резко превратился в безвкусицу. Сейчас все меняется, поэтому заново появилась признательность к этому архитектурному стилю.

Останкинская телебашня

Останкинская телебашня

Известен использованием железобетонных конструкций, стали и модульных элементов, архитектура брутализма использовалась главным образом для общественных зданий. Огромные и геометрические, здания в стиле брутализм имеют графическую важность, благодаря которой они стали такими привлекательными и сегодня. Термин «брутализм» происходит от необработанного бетона, который получил отдельный термин «бетон брют», что в переводе с французского означает «сырой бетон».

Связанный со школами, церквями, библиотеками, театрами и проектами социального жилья, брутализм часто переплетается с городскими постройками 20-го века, которые были очень популярны при социализме. С необходимостью быстрого строительства после Второй мировой войны, брутализм резко распространился по всему миру, особенно в Великобритании и коммунистических странах Восточной Европы, где его иногда использовали для создания новой национал-социалистической архитектуры.

Происхождение брутализма

Любовь швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье к бетону переросла в здания, которые считают первыми представителями брутализма. «Unité d’Habitation» в Марселе была его первым проектом за долгие 10 лет. Строительство дома началось сразу после Второй мировой войны. Проект Ле Корбюзье был завершен в 1952 году и стал жилищем для рабочего французского класса. Здание предусматривало создание гигантского железобетонного каркаса, подходящего для модульных квартир. Огромный комплекс, в котором могли разместиться до 1600 человек, был в значительной степени лишен декоративных элементов и заложил основу для будущих бруталистских проектов.

"Дом сумасшедшего" Ле Корбюзье

«Дом сумасшедшего» Ле Корбюзье

Слово «брутализм» в отношении к архитектуре было впервые придумано шведским архитектором Гансом Асплундом для описания квадратного кирпичного дома под названием «Villa Göth» в 1949 году. Стиль был сразу подхвачен английскими архитекторами Питером и Элисон Смитсон, которые заложили основы брутализма. Смитсоны очень известны за строительство жилого комплекса «Сады Робина Гуда» в Восточном Лондоне. Завершенный в 1972 году, комплекс был построен из сборных железобетонных плит. В 2017 году восточный блок был снесен в рамках плана реконструкции. Трехэтажный кусок здания «Сады Робина Гуда» приобрел музей Виктории и Альберта (крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства) в Лондоне, как образец послевоенной бруталистской архитектуры.

Робин Гуд Гарденс. 1972, Лондон, Англия.

Робин Гуд Гарденс. 1972, Лондон, Англия

Падение брутализма

Начиная с 1980-х годов, брутализм потерял популярность. Частично это было связано с холодной и строгой природой архитектуры, которая часто ассоциировалась с тоталитаризмом. Еще одним признаком брутализма было то, что используемый в строительстве необработанный бетон плохо стареет, часто демонстрируя признаки повреждения водой и разрушения, что снижает общую эстетику зданий.

Британский писатель Энтони Дэниелс, который использует псевдоним Теодор Далримпл, назвал железобетон брутализма «чудовищным», указав, что он «не стареет грациозно, а вместо этого крошится, разлагается и разлагается». Он обвинил Ле Корбюзье в любви к этой архитектуре, заявляя, что «одно из его зданий, может разрушить гармонию целого городского пейзажа».

Брутализм стал символом распада городов и экономических трудностей. На протяжении 1980-х годов стиль уступил место высокотехнологичной архитектуре и деконструктивизму, которые уступили место архитектуре постмодерна.

Фото: Филипп Опеншоу

Фото: Филипп Опеншоу

Новая оценка за брутализм

Новая оценка брутализма происходит на протяжении последних пяти лет. Вирджиния Маклеод, редактор Атласа бруталистской архитектуры Фейдона, впервые заметила возобновление интереса к брутализму в Instagram. «Я заметила все больший интерес к брутальной архитектуре», — говорит она. Хэштег #brutalism насчитывает более 500 000 изображений.

Никто точно не знает, почему брутализм снова стал модным, но у Брэда Даннинга из GQ есть интересная теория. «Брутализм — это техно-музыка архитектуры, суровая и угрожающая. Здания брутализма дорогие в обслуживании и их очень трудно разрушить. Они не могут быть легко реконструированы или изменены, поэтому они, как правило, остаются такими, как задумал архитектор. Может быть, это движение вернулось в моду, потому что постоянство особенно привлекательно в нашем хаотическом и рушащемся мире».

Взгляните на некоторые из лучших примеров бруталистской архитектуры.

Библиотека Гейзеля Уильяма Перейра. 1970, Сан-Диего, Калифорния

Библиотека Гейзеля Уильяма Перейра. 1970, Сан-Диего, Калифорния

Хабитат 67. Моше Сафди, Монреаль.

Хабитат 67. Моше Сафди, Монреаль

Бостон Сити Холл. Бостон, Массачусетс

Бостон Сити Холл. Бостон, Массачусетс

Барбиканская недвижимость. 1968-79, Лондон

Барбиканская недвижимость. 1968-79, Лондон

Центр электросвязи. 1989, Македония

Центр электросвязи. 1989, Македония

Ландшафтник